Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение " Ичалковский детский сад" Ичалковского муниципального района Республики Мордовия

Самоанализ ДОУ за 2014 - 2015 учебный год

Анализ воспитательно-образовательной работы

МДОБУ « Ичалковский детский сад»

за 2014 - 2015 учебный год

 

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Задача детского сада состоит в создании условий для получения воспитанниками доступного качественного образования, воспитания и развития, обеспечения личностного ориентированного подхода и сохранения здоровья дошкольников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения через профессионализм, мастерство и творчество каждого педагога. Приоритетное направление деятельности детского сада -  духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

СОСТАВ ВОСПИТАННИКОВ

В детском саду функционируют - 2 группы – разновозрастная младшая и разновозрастная старшая , где воспитываются дети от 3 до 7 лет.

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В детском саду создана необходимая материальная база и условия для воспитательной работы, накоплен опыт воспитательно-образовательной работы, позволяющий заложить фундамент знаний воспитанников, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту образования, Закону «Об образовании в РФ ». В условиях реализации требований ФГТ и перехода на  ФГОС ДО необходимо пополнить развивающую  среду во всех возрастных группах. Произведён косметический ремонт в здании дошкольного учреждения, на прогулочных участках установили новое игровое оборудование. В группах приобретена детская и игровая мебель. Заменены детские шкафчики и напольные покрытия для детской игровой деятельности.

Анализ кадрового потенциала

 Педагогический коллектив детского сада состоит из 5 человек.

 Из них имеют:

Образование

Количество педагогов

%

Высшее профессиональное

2 человека

40

(из него педагогическое)

2 человека

40

Среднее профессиональное

3 человек

60

(из него педагогическое)

3 человек

60

 

 

Стаж педагогической работы педагогов ДОУ имеет следующие показатели.

 

Стаж педагогической работы

Количество педагогов

%

С 5 до 10 лет 

1

20

С 10 до 20 лет

1

20

С 20 и более 

3

60

 

 В  текущем учебном году подтверждали свою квалификационную категорию 4 педагога (80 % от общего педагогического состава) и 1 – педагог аттестован на  соответствие занимаемой должности.

Из них имеют:

Квалификационная категория

Количество педагогов

%

Высшая квалификационная категория

1 человека

20

I квалификационная категория

3 человека

60

Соответствие занимаемой должности

1 человек

20

  Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают районные методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и делятся опытом с педагогами дошкольных учреждений района. Приобретают, изучают новинки  методической литературы, применяют на практике  современные инновационные технологии. Все это в комплексе даёт хороший результат в организации  педагогической деятельности, улучшении качества  воспитания и образования  дошкольников.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Работа в дошкольном учреждении ведётся по основной образовательной программе  «Детство» (на основе базисной программы развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство» под редакцией Т.П. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе) и годовому плану, который составлен на основе анализа работы детского сада за прошедший учебный год.

Перед педагогами ДОУ в 2014- 2015 учебном году были поставлены следующие годовые задачи:

 

1. Укрепление физического здоровья посредством развития двигательной активности детей для формирования правильной осанки, коррекции плоскостопия и воспитание привычки к здоровому образу жизни.

 

2. Создание условий для укрепления психического здоровья воспитанников посредством создания благоприятного психологического микроклимата в группе детей и в среде педагогического коллектива.

 

3. Совершенствование профессиональных умений педагогов и  использование инновационных методик и технологий для поиска эффективных форм и методов организации воспитания и обучения детей.

 

4. Развитие предметно-развивающей среды, позволяющей максимально использовать разнообразные виды детской деятельности  в целях повышения творческой  эффективности воспитательно-образовательного процесса.

 

5. Осуществление преемственности детского сада и школы по вопросам непрерывности воспитания и образования; активизация работы с семьёй.

Вся работа с воспитанниками в детском саду строиться с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Основной формой работы с дошкольниками  являлись совместная деятельность воспитателя с детьми, реализуя образовательные области в соответствии ФГТ, которые проводились в индивидуальной, фронтальной, групповой форме. Календарно-тематическое планирование выстроено с учётом регионального компонента, календарных праздников, открытых, совместных с родителями воспитанников тематических мероприятий.

Непосредственно-образовательная деятельность с дошкольниками в детском саду осуществлялась также с учетом возрастных психофизиологических особенностей дошкольников, основной образовательной программы,  и требованиям Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов. Непосредственно-образовательная деятельность сочеталась с игровой деятельностью вне занятий. Знания, опыт приобретённые в непосредственно-образовательной,  совместно с педагогом деятельности, использовались в самостоятельной, художественной, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности и творческих играх.

Развивающая среда ДОУ совершенствуется во всех возрастных группах через организацию игровых зон совместно со взрослыми и самостоятельной детской деятельности. Наполняемость игровых зон постоянно пополняется необходимым дидактическим материалом. В планах корректировка развивающих центров с учётом основных направлений  ФГОС ДО.

Одной из главных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является укрепление физического здоровья ребенка, создание условий для полноценного физического развития. Работа по физической культуре в ДОУ велась с учетом групп здоровья, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В группах разработана система закаливания в соответствии с временем года, проводились витаминизация, закаливающие мероприятия, такие как «взбадривающая гимнастика после сна» регулярные прогулки и физкультурные мероприятия на свежем воздухе. Педагогами детского сада проводились оздоровительные физкультминутки, гимнастики (утренняя, гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика,  пальчиковая гимнастика),  , праздники, досуговые  мероприятия.

В течение учебного года проводилось медицинское обследование воспитанников специалистами районной детской поликлиникой МБУЗ « Ичалковская ЦРБ»  с целью оказание помощи родителям по состоянию здоровья их детей.

Заболеваемость детей за 2014 год составила 367 детодней в год, это составляет 7,2 %. Следует усилить работу по снижению заболеваемости детей и в следующем учебном году. Продолжить взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей потребности здорового образа жизни, что будет содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать осанку и гармоничное  телосложение, повысит двигательную активность детей.

 

В ДОУ имеются следующие группы здоровья:

 

Год

Всего детей

1 -я группа здоровья

2-я группа здоровья

2014-2015

55

28

27

100 %

51%

49%

Распределение детей по группам физического развития.

Год

Всего детей

Норма

2014-2015

55

55

100 %

100 %

В ДОУ созданы условия для физического и психологического комфорта детей. Для обеспечения полноценного психологического развития детей, в соответствии с индивидуальными особенностями в дошкольном учреждении работает психолог. Основным направлением деятельности педагога-психолога являются: психологическое просвещение, адаптация детей к дошкольному учреждению, психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.

В дошкольном учреждении проводится анализ выполнения основной образовательной программы  по всем образовательным областям. Большое внимание уделяется мониторингу обследования детей с учётом ФГОС,  который осуществляется путём наблюдения,  анкетирования как среди  педагогов и родителей и показывает следующее процентное соотношение овладения воспитанниками образовательных областей:

Анализ уровня развития воспитанников дошкольного учреждения

по образовательным областям

 

Как известно, игра - ведущая деятельность дошкольника. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых педагогами ДОУ. К концу учебного года старшие дошкольники уже достаточно хорошо организовывают самостоятельные сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Но следует акцентировать внимание педагогов на организацию и проведение игр с правилами.

Коммуникативное  развитие.

Работа по развитию речи в течение учебного года велась с учетом замечаний прошлого года и намеченных годовых задач. Использовались такие формы, как совместная и индивидуальная работа с детьми, использование элементов пальчиковой гимнастики. Большое внимание в работе с детьми было уделено следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи.  Особое внимание уделялось связной речи, так как именно в связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и отражать его в правильной, четкой, логической речи. Развитие связной речи осуществлялось в играх, повседневной жизни, на занятиях.

Тематика речевого развития детей была освещена в выступлениях педагогов на педагогических советах. Воспитатели групп поделились опытом работы в этом направлении.

 

Познавательное развитие. Познание окружающего мира.

Воспитатели всех возрастных групп осуществляли активную работу по экологическому воспитанию дошкольников. Дети имеют большой запас знаний о природных явлениях и окружающем мире. Большое внимание уделялось работе по использованию экологических знаний для развития познавательных способностей детей.

Математические познавательные способности  показывают старшие дошкольники. Они хорошо решают арифметические задачи на сложение и вычитание, называют дни недели и месяцы, различают геометрические фигуры, определяют форму предметов. Однако в группах младшего возраста дети ещё испытывают трудности в различении пространственных характеристик объектов - протяженности: высота, длина, ширина детали.

Большой интерес дошкольники проявляют к различным видам конструктора. Дети с интересом создают замыслы простых конструкторов. Конструируют объекты по заданным условиям. Воспитателям рекомендовано уделять внимание конструированию из природных материалов.

Художественно-эстетическое развитие.

 

Дети любят слушать литературные произведения, особенно если они читаются выразительно и эмоционально. Дошкольники проявляют интерес к книгам, любят их самостоятельно рассматривать, приносят из дома любимые литературные произведения, с увлечением пересказывают любимые книги. Следует уделить особое внимание выразительному чтению поэтических произведений, использовать устного народного творчества

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый музыкальный опыт. Дошкольники эмоционально и увлечённо слушают музыку и охотно говорят о ней, умеют определить характер музыкального произведения, хорошо владеют навыками музыкально­-ритмических движений.

Взаимодействие с социумом.

 

Особое внимание уделялось взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй. Родителей воспитанников знакомили с профилактическими мероприятиями, пропагандировался здоровый образ жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований - соблюдение режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания.

Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду осуществляется в тесном контакте администрации с педагогами и родителями. Систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников даёт положительные результаты. Проводятся мероприятия для родителей и с участием родителей, родительские собрания с участием специалистов, индивидуальное групповое консультирование специалистами, участие родителей в мероприятиях ДОУ. Большая работа с родителями проводилась по совместной игровой деятельности детей и родителей. Родители воспитанников были активными участниками всех соревновательных, игровых мероприятий детского сада.

Большое внимание уделялось безопасности дорожного движения. С этой целью проводился родительский всеобуч, с приглашением территориального представителя Госавтоинспекции. Проведены обучающие мероприятия с детьми в игровой форме: викторины, конкурсы, досуговые мероприятия  для закрепления правил безопасности.

 

Дошкольное учреждение осуществляет преемственность с педагогами начальных классов МОБУ « Ичалковская сош». С учителями школы проводились встречи, общие родительские собрания. В следующем году мы планируем продолжить сотрудничество с социумом для улучшения качества образования и воспитания дошкольников.

Организационно-методическая работа.

За 2014 – 2015 учебный год реализовывалась следующая тематика педагогических советов дошкольного образовательного учреждения:

1. Установочный педсовет «Итоги летней оздоровительной работы. Обсуждение проекта годового плана на 2014 – 2015 учебный год»

2. « Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( в соответствии с ФГОС)»

3. « Проектная деятельность – как средство формирования познавательно – речевого развития дошкольников.»

4. « Духовно – нравственное воспитания детей в детском саду и дома : анализ и перспективы развития.»

5. Итоговый педсовет «Результативность  воспитательно – образовательного процесса за 2014 -2015 уч. год»

Методическое объединение педагогов

На базе детского сада проводился районный семинар – практикум по теме :

« Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ». Мероприятие было приурочено празднованию 70-  летия Великой Победы. Воспитатель Махалова Анна Петровна  провела НОД на тему :

 « Дети войны» .

Итоги административно-хозяйственной деятельности.

Силами дошкольного учреждения был проведён косметический ремонт и приобретено дополнительное оборудование. Важным направлением в развитии материально-технической базы учреждения является приобретение мебели и другого оборудования. Новая игровая мебель в группы, детская мебель, раздевальные шкафы для детей в группах. Приобретены канцелярские товары для образовательных целей, методический кабинет постоянно пополняется новой методической литературой.

 

 

 

Выводы

Основной целью своей деятельности педагогический коллектив видит в создании единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребенка:

 1. Продолжить работу по реализации       Образовательной  программы «Детство».

2. Осуществить одно из главных направлений в работе дошкольного учреждения - обеспечение  укрепления здоровья и развития физических навыков у детей.

Развивать у воспитанников любознательность, инициативность, способность к  творческому самовыражению,  коммуникативность, интерес к поисковой деятельности.

Поддержать сложившиеся традиции, которые делают жизнь детей более интересной, эмоциональной, способствуют создании атмосферы взаимного доверия.

Осуществить тесную взаимосвязь с семьей. Направляет усилия педагогов и родителей на личностно-ориентированное взаимодействия с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
24 августа 2015 в 15:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.